Форум » История 1934-1945 в Европе (в т.ч. проблема "июня 1941") » К вопросу о севетско-германском сотрудничестве 1939-1941 гг. » Ответить

К вопросу о севетско-германском сотрудничестве 1939-1941 гг.

User: Из беседы В. М. Молотова с послом Германии в СССР Ф. Шуленбургом от 9 сентября 1940 г. (Документы внешней политики, т. 23, кн. 2, стр. 585): "... Шуленбург сообщил, что Берлин поручил ему передать глубокую благодарность и признательность Советскому правительству за предоставленные опорные пункты на Мурманском побережье. От этих баз Германия получила громадную пользу. В настоящее время базы больше не нужны и мы пока отказываемся от их использования и выведем оттуда свои вспомогательные суда, чтобы не создавать Сов[етскому] пра[вительству] излишних затруднений и забот. Тов. Молотов выразил удовлетворение тем, что эта помощь была полезна Германии. Сов[етским] пра[вительством] это может быть воспринято как хорошее дело, пошедшее на пользу Германии. Шуленбург добавляет далее, что командование военно-морским флотом Германии пошлет специальное письмо по этому поводу главному командованию военно-морского флота Советского Союза. ..."

Ответов - 8

Alexsoft: Я бы истолковал как действия ( благодарность, отмазка, сожаление за..) по проходу рейдера "Комет". По срокам ( с учётом раскачки Дальний Восток-Берлин-Москва ) совпадает. Пройдя тяжелейший участок длиной 60 миль (около 110км), суда вышли 1 сентября на почти чистую воду в районе острова Айон в восточной части Восточно-Сибирского моря. Здесь «Каганович» лег в дрейф, после чего А. И. Мелехов на шлюпке подошел к «Комету», и, поднявшись на борт, уведомил Эйссена о том, что получен приказ начальника Главсевморпути И. Д. Папанина, предписывающий вернуть «Комет» назад. Причиной этого было названо появление в Беринговом проливе враждебных Германии кораблей. Эйссен попытался убедить А. И. Мелехова, что это невозможно после стольких усилий, но советский капитан твердо повторял, что приказы Москвы он не обсуждает. Эйссен возражал, что у него есть приказы своего командования из Берлина, и что он готов провести свой корабль через Берингов пролив ночью на свой страх и риск. Кроме того, он был готов пройти оставшиеся до Берингова пролива 400 миль самостоятельно. Что же произошло? Эйссен вполне резонно считал, что русские пошли на попятную и «хотят умыть руки во всем этом деле из опасения испортить отношения с Англией, если мировая пресса и радио растрезвонят [новости] о совместных советско-германских операциях по проводке немецких рейдеров в бассейн Тихого океана в стратегические тыл стран антигитлеровской коалиции". Кроме того, капитан из радиоперехватов знал, что “вражеские корабли” в Беринговом море – не что иное как японские китобойные суда, не представляющие ему никакой угрозы… С содатской прямотой Эйссен заявил об этом Мелехову, попросив срочно передать "успокоительные сведения германской радиоразведки господину Папанину". Через сутки Мелехов вернулся на ледокол, выразив согласие продолжить проводку до ближайшей безопасной якорной стоянки с тем, чтобы вновь связаться с Москвой. Эйссен согласился ждасть ровно сутки. Много лет спустя люди, знавшие Мелехова, рассказывали, что он страшно боялся того, что Эйссен наплюет на приказ и пойдет дальше на восток, а из него Москва сделает козла отпущения за все политические последствия. Капитан Мелехов был уверен, что в этом случае ему светила вышая мера наказания. Вследствие этого он отправил Папанину шифровку, в которой докладывал, что шифровка пришла слишком поздно, и средств для того, чтобы остановить Эйссена у него нет. Да, действительно, базами воспользовались ( но не в плане ,что они были немецкими в аренде там или прочее, а советскими) . За то вам спасибо. Болше не будем, раз вы так перепугались.

User: Alexsoft пишет: Я бы истолковал как действия ( благодарность, отмазка, сожаление за..) по проходу рейдера "Комет". ... Вы внимательно прочитали цитату? Видимо, нет, так как речь там идет только и исключительно о базах - см. выделенное полужирным. О "Комете" или даже просто об абстрактных проводках судов там вообще не говорится... Alexsoft пишет: Да, действительно, базами воспользовались ( но не в плане ,что они были немецкими в аренде там или прочее, а советскими) . Странно... А какими они еще могли быть? Естественно - советскими,.. только обслуживающими немецкие суда и предоставляющими немцам права использования этих баз как опорных пунктов на Мурманском побережье...

Alexsoft: User пишет: Вы внимательно прочитали цитату? Видимо, нет, так как речь там идет только и исключительно о базах - см. выделенное полужирным. О "Комете" или даже просто об абстрактных проводках судов там вообще не говорится. Ну раз вы хорошо прочитали- мож просветите об этой "громадной пользе от предоставления этих баз"( жирным уж решил не ставить) ? Зачем немцам в сентябре абстрактные базы в баренцевом море, если у них к середине июня всё побережье Норвегии?


User: Alexsoft пишет: Ну раз вы хорошо прочитали- мож просветите... Не просвещу. Цитата из документа приведена - если хотите разобраться, почему тов. Молотов "выразил удовлетворение тем, что эта помощь была полезна Германии" и почему "Сов[етским] пра[вительством] это может быть воспринято как хорошее дело, пошедшее на пользу Германии" - копайте, может и нам расскажите

Alexsoft: User пишет: если хотите разобраться, почему тов. Молотов "выразил удовлетворение тем, что эта помощь была полезна Германии" и почему "Сов[етским] пра[вительством] это может быть воспринято как хорошее дело, пошедшее на пользу Германии" - копайте, может и нам расскажите Я не вижу причин копать. Всё и так ясно. 6 сентября "Комет" прошёл берингов пролив. "Несколко позднее" пришёл в Анадырскую бухту. Несколько позднее - это от 1 до 2 суток, разделив 800 км на скорость 9-16 узлов. Те 7 сентября или 8 капитан дал радиграмму с описанием всеп перепетий ( или даже телеграмму) . Позвонил, в конце концов, в немецкое посольство в Москве. За это Шуленберг и благодарил Молотова 9 сентября. И деньги за это плачены таки были. на проводку северным морским путем «немецкого вспомогательного корабля с военным экипажем». Сумма за проводку «Комета» составила 950000 марок (или 80000 фунтов) и учтена во взаимных расчетах. А про "громадную пользу" - это дипломатическая мишура. и шарканье ногами Молотова то-же значения не имеет. Вполне возможно, что в Западную Лицу и забредали летом 40 г немцы, типа подводных лодок. Но международным нормам это не противоречит. По стандарту корабль может 24 часа стоять в нейтральном порту. А торговое- так и вообще немеряно. Была сделана небольшая работа, за это серьёзно поблагодарили. С такой штукой , как "благодарственное письмо" знакомы? Всё просто.

User: Alexsoft пишет: не вижу причин копать. Всё и так ясно. 6 сентября "Комет" прошёл берингов пролив. Еще раз: "...Берлин поручил ему передать глубокую благодарность и признательность Советскому правительству за предоставленные опорные пункты на Мурманском побережье. ...базы больше не нужны и мы пока отказываемся от их использования и выведем оттуда свои вспомогательные суда." И при чем здесь "Комет"? Он что - "опорный пункт на Мурманском побережье" и, тем более, во множественном числе? Или он - база, с которой нужно вывести вспомогательные суда?

Alexsoft: User пишет: И при чем здесь "Комет"? При том. Комет - это и есть те самые ""свои вспомогательные суда." во множественном числе. ( хотя и допускаю наличие в Западной Лице какого-либо судна, типа танкера. Мож не танкер, помельче что-то , чтоб дизельное топливо только у него было. ). Западная Лица, онже Североморск-7, онже Заозёрск - это и есть те самые "опорные пункты на Мурманском побережье". "выведем оттуда свои вспомогательные суда."- а это уже можно истолковать как угодно. От уже выведенного "Комета", до невыведенных каких-либо некомбатантов из той-же Лицы, Мурманска, Ваенги, Полярного.

User: Alexsoft пишет: Комет - это и есть те самые ""свои вспомогательные суда." во множественном числе. Ну, что здесь можно сказать? Только одно -



полная версия страницы