Форум » История 1934-1945 в Европе (в т.ч. проблема "июня 1941") » Миф о лапотной России... » Ответить

Миф о лапотной России...

Закорецкий: На днях сделал еще порцию фото и сканов книги про внешнюю торговлю СССР до войны. Занятная получается инфа...

Ответов - 4

Закорецкий: Выходные данные книги: Название: "ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СССР за 1918-1940 гг., Статистический обзор" Автор - "Министерство внешней торговли СССР, Главное таможенное управление". Издатель: "Внешторгиздат", Москва, 1960, тираж 3000 экз., 1136 стр. Делать фото графиков и распознавать массу таблиц пока у меня нет времени. Решил выложить здесь кратенький обзор.

Закорецкий: В начале идут общие цифры экспорта, импорта. Причем, для сравнения даются данные за 1913 г. Российской империи (в тыс. тонн и в млн. руб.). "Рубли" авторы попытались преобразовать в сравнимый масштаб из-за происходивших изменений его курса. Результаты получились следующие. Перед войной СССР больше всего экспортировал в 1929, 1930 и в 1931 годах: 1929 – 14,1 млн. тонн – 3,2 млрд. руб. 1930 – 21,5 млн. тонн – 3,6 млрд. руб. 1931 – 21,8 млн. тонн – 2,8 млрд. руб. В остальные годы меньше, причем до 1929 г. в экспорте преобладали более легкие товары, но более дорогие – с 1924 г. по 1928 г. среднегодовой экспорт был от 6 до 9 млн. тонн, в деньгах – от 1 до 3 млрд. руб. После 1931 г. экспортировались товары более тяжелые, но более дешевые. С 1932 по 1938 гг. среднегодовой экспорт составлял от 18 до 9,5 млн. тонн. Но в деньгах – от 2 до 1 млрд. руб. Много это или мало? Для сравнения в 1913 г. "лапотная" "с сохой" Россия экспортировала 24,1 млн. тонн разных товаров на сумму 5,3 млрд. руб. Из них 9 с лишним млн. тонн - зерно (9 181 711, в т.ч. пшеницы – 3 329 430). СССР больше всего зерна вывез в 1930 и в 1931 годах (тонн): в 1930 – 4 764 323 в 1931 – 5 055 688. После чего наступил голод и карточки. Экспорт зерна СССР в следующие годы, тонн: 1932 г. - 1 727 407 1933 г. – 1 683 880 1934 г. – 768 668 1935 г. – 1 516 791 1936 г. – 321 314 1937 г. – 1 276 754 1938 г. – 2 053 623 (в т.ч. пшеницы – 1 250 194) 1939 г. – 277 300 (в т.ч. пшеницы – 75 673) 1940 г. – 1 154 827 (в т.ч. пшеницы – 156 111) Из экспортного зерна в 1940 г. 896 118 ушло в фашистскую Германию (в основном ячмень – 732 536 тонн). Причем, пшеница, например, не только экспортировалась, но и импортировалась. Из Австралии (тонн): 1932 – 51 678 1934 – 23 863 1938 – 128 699 1939 – 60 124 Из Аргентины (тонн): 1921/22 – 28 404 1924/25 – 22 152 1927/28 – 130 185 Из США (тонн): 1939 – 94 215 1940 – 83 463 Т.е. в 1939 г. пшеницы больше импортировали, чем экспортировали. Определенная картинка просматривается и по импорту в целом. Больше всего ввезено в 1930-1931 годах: 1930 – 2,9 млн. тонн – 3,7 млрд. руб. 1931 – 3,6 млн. тонн – 3,9 млрд. руб. С 1925 до 1929 гг. ввозилось от 1,5 до 2 млн. тонн на сумму от 2,4 до 3,3 млрд. руб. После 1931 г. за 1932-1934 импорт снизился до чуть больше 1 млн. тонн и до сумм около 1 млрд. руб. Получается, что СССР ввозил более легкие товары, но более дорогие. Для сравнения Россия в 1913 г. импортировала 15,3 млн. тонн разных товаров на сумму 4,8 млрд. руб. Причем, в 1913 году самым большим внешнеторговым партнером была Германия: экспорт – 7 629 447 тонн, импорт – 5 939 946 тонн. Для сравнения некоторые другие страны: Англия – экспорт 4 624 805 тонн, импорт – 4 818 291 тонн, Франция – экспорт – 1 430 706 тонн, импорт – 169 129 тонн. Австрия – экспорт – 755 960 тонн, импорт – 669 438 тонн США – экспорт – 185 176 тонн, импорт – 164 509 тонн. Строго говоря, нечто похожее получилось и в 1940 г., импорт в СССР: всего – 4 386 930 тонн из Германии – 3 555 457 тонн из Англии – 4 868 тонн из Франции – 1 167 тонн из США – 342 656 тонн (из которого четверть – пшеница, а половина – машины и оборудование – 168 685 тонн). Подшипники из Швеции ввозились (в тоннах по годам): 1935 – 448 1936 – 894 1937 – 854 1938 – 1 250 1939 – 576 1940 – 459 Из Австралии кроме пшеницы ввозились свинец, медь, руда вольфрамовая и шерсть. В 1938 и в 1939 много меди импортировалось из Чили – 20 597 и 10 053 тонн соответственно. Много свинца ввозилось из Мексики, в 1938 г. – 10 717 тонн. Много меди – из Канады, в 1937 г. – 12 340 тонн. 87 800 тонн сахара завезли в 1930 г. из Кубы. Каучук закупался во многих странах – в Бразилии, Индии, в Голландской Ост-Индии. Во многих странах закупалась кожа и кожсырье (из Уругвая, из Аргентины, из Бразилии и т.д. тысячами тонн. Например, из Уругвая в 1932 г. – 5 748 тонн, а в 1935 г. – 4 883 тонн, из Аргентины в 1929 г. – 24 219 тонн). И т.д. В экспорте же из СССР преобладали топливо, минеральное сырье, металлы, лесоматериалы и зерно. Пример по 1930 г.: Всего экспорт – 21 486 395 тонн. Из них топлива, минер. сырья и металлов – 8 049 367 - в т.ч. твердое (уголь) – 1 920 433 - в т.ч. нефть сырая – 293 659 - в т.ч. нефтепродукты – 4 419 374 - в т.ч. нерудные – 78 688 - в т.ч. черные металлы – 43 754 Лесоматериалы всего – 7 363 094 - из них лес круглый – 4 500 903, остальное пиломатериалы и т.д. Сырье для производства прод. товаров – 4 813 192 - в т.ч. зерно всего – 4 764 323 - в т.ч. по видам зерна: - - - Пшеница – 2 530 935 - - - Рожь – 645 632 - - - Ячмень – 1 181 407 - - - Овес – 352 520 - - - Кукуруза – 53 633 - - - Зерно крупяное – 196 Причем, за 701 518 тыс. руб. А вот в 1926/27 хоз. году (с 1 октября по 30 сентября) экспортировано зерна всего 2 099 318 тонн за 669 884 тыс. руб. Т.е. в 1930 г. зерна продали в 2,3 раза больше, но примерно за ту же цену. Как это понимать? И вообще, что означает цена экспортных товаров в рублях? Пересчет вырученной валюты по какому-то курсу? Или заявленная внутренняя цена СССР на вывозимый товар? Если второе – тогда получается, что в 1930 г. правительство закупило товарного зерна у крестьян примерно за те же деньги, что и в 1926/27 году, но в 2,3 раза больше. Т.е. в 1930 г. цена на зерно оказалась в 2,3 раза меньше, чем в 1926/27 году. Надо полагать – результат коллективизации. В 1931 г. зерна вывезли еще больше – 5 055 688 тонн за.... 523 293 тыс. руб. Т.е. в 2,4 раза больше, чем в 1926/27 году и еще по меньшей закупочной цене. Т.е. в 1926/27 г. цена тонны зерна в среднем составляла 319 руб. А в 1931 г. – 103 с полтиной. Чем это аукнулось дальше? В 1932 г. вывезли 1 727 407 тонн зерна за 180 688 тыс. руб. (104,6 руб. за тонну) В 1936 г. вывезли 321 314 тонн зерна за 28 313 тыс. руб. (88,12 руб. за тонну). А вот в 1924/25 г. вывезли 569 310 тонн за 165 533 тыс. руб. (около 291 руб. за тонну). Итого до коллективизации тонна зерна правительству СССР обходилась где-то по 300 руб., а после коллективизации – примерно в 3 раза дешевле.

Закорецкий: Этот график - динамика внешнеторгового оборота СССР (импорт+экспорт) (стр. 15 книги). Могу предложить обратить внимание на самый крайний левый столбец "Г"-образного вида (в прямом виде не поместился в масштабе для "СССР"). И получается, что "лапотная" "с сохой" Россия в 1913 году пропустила через границу 39 млн. 455 тыс. тонн разных грузов (24 млн. 113 тыс. тон - экспорт и 15 млн. 342 тыс. тонн импорт). CCCH же больше всего грузов через границу пропустил в 1931 г. – 25 млн. 343 тыс. тонн (21 млн. 779 тыс. тонн экспорт и 3 млн. 564 тыс. тонн импорт). Для справки: по импорту в СССР поступало много важного оборудования для строящихся предприятий. Например: немецкие турбины для Сталинградской ГРЭС, конвейеры Форда для автозаводов в Горьком и Москве, другие конвейеры для производства автомобилей в Москве (ЗиС), тракторов в Харькове и Сталинграде, в Челябинске ("Катерпиллар") и т.д. И при этом за 20 предвоенных лет СССР (с 1921 по 1940 включительно) импортировал 35 млн. 085 тыс. тонн разных грузов. Всего лишь в 2 раза больше, чем за один только 1913 г. ввезла царская Россия. Вопрос, сколько товаров могла ввезти Россия, не будь войны, революции, еще раз войны и разрухи – оставляю открытым. Нормально – тут плакать надо, а не гордиться.

Iskander: Кстати - «Состояние ВМС РККА на момент окончания Гражданской войны» Гражданская война в России привела к резкому сокращению корабельного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). Из-за огромной убыли боевых кораблей (потопленных, захваченных противником, интернированных Антантой, или полностью утративших боеспособность) общее водоизмещение кораблей РККФ на начало 1921 года составляло всего лишь 16,2 % от суммарного водоизмещения Российского императорского флота. В 1921 году по сравнению с 1917 годом в боевом составе флота оставалось всего 5,5 % линейных кораблей, 0 % крейсеров, 10 % эскадренных миноносцев, 5,8 % подводных лодок, 2,7 % минных и сетевых заградителей, 4,9 % канонерских лодок, 7,2 % посыльных и сторожевых судов. Потери противоминных кораблей и катеров были наименее чувствительными, а наиболее тяжёлыми — в классе крейсеров[2]. Общая деградация затронула и другие рода сил флота. Так, число батарей береговой артиллерии на Балтике сократилось в три раза, на Чёрном море — в два раза, а на Русском Севере система береговой обороны перестала вообще существовать. Авиационные части РККФ были ликвидированы в 1920 году, и в оперативном подчинении флотских командиров остались лишь немногочисленные воздушные отряды, в составе которых к началу 1921 года было всего 36 устаревших самолётов с высокой степенью физического износа[2]. Взятый советским правительством курс на сокращение флота привёл к тому, что с марта 1921 по декабрь 1922 года численность личного состава РККФ была сокращена с 86 580 до 36 929 человек, а объём ассигнований на военное судостроение и судоремонт — сокращены примерно в 3,3 раза[2].



полная версия страницы