Форум » Сообщения по форуму (в т.ч. модератора) + вопросы теории » Новый российский учебник по истории ХХ века. » Ответить

Новый российский учебник по истории ХХ века.

Закорецкий: На разных сайтах появились отклики на новый российский учебник по истории ХХ века.

Ответов - 14

Закорецкий: 25.08 15:00 Сталинский террор – рациональный инструмент развития? Российские учителя истории, рассказывая школьникам о периоде сталинских репрессий, должны будут теперь показывать, что "Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально - как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война". Такая трактовка изложена в представленной концепции готовящегося к изданию учебника "История России 1900-1945", который станет базовым для изучения в российских школах, пишет газета "Время новостей" . На прошедшем сборе учителей истории в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, где и была представлена новая концепция, учителям было велено отнестись к предлагаемой концепции очень серьезно. Как предупреждают авторы, "основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти". Продолжая тему рационального "большого террора", по мнению авторов концепции, он прекратился сразу, как только Сталину стало ясно, что монолитная модель общества создана. И это произошло к лету 1938 года. После этого, оказывается, начинается другой народно-хозяйственный проект под руководством не менее "эффективного управленца" Лаврентия Берия. "Террор был поставлен на службу задачам индустриального развития: по разнарядкам НКВД обеспечивались плановые аресты инженеров и специалистов, необходимых для решения оборонных и иных задач на Дальнем Востоке, в Сибири. Террор превращался в прагматичный инструмент решения народно-хозяйственных задач", - цитирует газета новую концепцию преподавания истории в школах. Пытаясь "свести баланс" (так как масштабы репрессий не укладываются ни в какую нормальную логику "рационального управления") авторы новой концепции предписывают учителям пересчитать цифры: "Думается, было бы правильно, если бы здесь появилась формула, в которую будут включены лишь осужденные к смертной казни и расстрелянные лица". Таким образом, как полагают авторы, учитель истории уйдет от спекуляций, "когда в число жертв репрессий приплюсовывались все, причем не по одному разу (включая тех, кто лишился работы по политическим мотивам, был исключен из комсомола и из партии и т.п.)". Таким образом, всех людей, умерших в лагерях или во время депортаций, теперь велено не считать жертвами репрессий. Как отмечает газета, здесь авторы концепции идут на прямое нарушение закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", подписанный президентом РФ 18 октября 1991 года №1761-1, в первой же статье которого четко указано, что субъектами репрессии признаются и политзэки, и принудительно помещенные в психбольницы, и лишенные гражданства, и спецпоселенцы, и депортированные. Кстати, базовый тезис концепции, также заявленный авторами, о непризнании факта тоталитаризма в СССР, входит в прямое противоречие с тем же законом, в котором сказано: "За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства". Напомним, что в прошлом году учебник "История России 1945-2007" Александра Филиппова (с группой соавторов) подвергся серьезной критике, особенно за попытку приуменьшить масштабы сталинских репрессий и своеобразную трактовку личности самого Сталина, который был назван "эффективным менеджером". Спустя год он стал "рациональным управленцем", а массовый террор - рациональным инструментом развития страны. Издание также кратко приводит остальные тезисы изложения истории России и СССР указанного периода. Россия никогда не уступала по темпам развития другим странам, отставала она лишь в том, "что не являлось ее цивилизационной составляющей, а было заимствованным извне". Царь Николай II был убежден, что отказ от абсолютной монархии, "ослабление вертикали власти" приведет Россию к катастрофе, "поэтому отвергал все те проекты реформ, которые предполагали хоть в какой-то перспективе изменение этого порядка" С 1914 по 1917 год в России произошла Великая Российская революция по типу Великой Французской. В Гражданской войне виновны в основном большевики, в то же время Белое движение "в ряде случаев выступало альтернативой профашистского толка, из которого вполне могла реализоваться националистическая модель развития". Организованного голода в деревне в СССР не было, он был связан "как с погодными условиями, так и с незавершенностью процессов коллективизации" В конце 30-х годов, в рамках модернизации в СССР построен не социализм и не капитализм, а индустриальное общество. Пакт Молотова-Риббентропа - ответ на Мюнхенское соглашение. Ввод советских войск на территорию Польши в 1939 году - освобождение территорий Украины и Белоруссии. Что касается Прибалтики и Бессарабии, отошедших к СССР в 1940 году, то раньше они входили в состав Российской империи. Финская война была выиграна, в результате чего Советский Союз "получил то, к чему стремился". СССР, возможно, и готовил превентивный удар по Германии, но "при этом Сталин полагал, что следует дождаться сосредоточения войск противника для агрессии, тогда это выглядело бы как мера самообороны, однако летом 1941 года возможностей для таких действий у Сталина еще не было". О депортации народов в годы войны надо говорить с "особой сдержанностью и осторожностью". Отдельная сенсация - по поводу Катыни. Признавая факт расстрела польских военнопленных в Катыни сотрудниками НКВД (от чего до сих пор открещивается официальная власть), авторы пишут, что "это был не просто вопрос политической целесообразности, но и ответ за гибель многих (десятков) тысяч красноармейцев в польском плену после войны 1920 года, инициатором которой была не Советская Россия, а Польша". Таким образом в обиход вводится понятие "справедливого" исторического возмездия. http://www.versii.com.ua/news/160302/

Закорецкий: Российский учебник истории: Действия Сталина были полностью оправданы Перед началом нового учебного года российским учителям представили рекомендованный в качестве базового учебник истории, в котором сталинский террор рассматривается как инструмент развития советского общества, а сам Генералиссимус представлен как успешный и эффективный управленец. Как сообщает российская газета "Время новостей", презентация новой исторической концепции для школ состоялась на общенациональном сборе учителей истории в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, посвященном преподаванию новейшей истории России. Там учителям предложили для ознакомления учебник Александра Филиппова и его соавторов, который готовится к печати в одном из московских издательств и должен стать базовым для изучения российскими школьниками. Как предупреждают авторы пособия, "основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти". Помимо прочего, в учебнике говорится, что организованного голода в деревне в СССР не было, он был связан "как с погодными условиями, так и с незавершенностью процессов коллективизации", а в конце 30-х годов, в рамках модернизации в СССР построен не социализм и не капитализм, а индустриальное общество. Кроме того, авторы новой концепции заявляют, что ввод советских войск на территорию Польши в 1939 году был актом освобождения территорий Украины и Белоруссии, а что касается Прибалтики и Бессарабии, отошедших к СССР в 1940 году, то раньше они входили в состав Российской империи. Учителям также рекомендуют говорить детям, что начальные поражения в Великой Отечественной войне носили в основном объективный характер, а о депортации народов в годы войны надо говорить с "особой сдержанностью и осторожностью". Однако все вышеупомянутые тезисы отходят на второй план, уступая главному - фундаментальному по сути: оправданию массовых репрессий в период сталинского правления. Так, признавая факт расстрела польских военнопленных в Катыни сотрудниками НКВД, авторы пишут, что "это был не просто вопрос политической целесообразности, но и ответ за гибель многих тысяч красноармейцев в польском плену после войны 1920 года, инициатором которой была не Советская Россия, а Польша". То есть фактически вводится в обиход понятие "справедливого" исторического возмездия. И если в советских учебниках истории сталинские репрессии либо просто замалчивались, либо подавались как некое "искривление" генеральной линии КПСС, то теперь авторы учебника фактически ищут "рациональные" оправдания действий власти по уничтожению миллионов своих граждан. "Сталин не знал, от кого именно можно ожидать удара, поэтому с его стороны последовал удар по всем известным группам и течениям, а также по всем, кто не был его безусловным единомышленником и союзником", - объясняют действия Генералиссимуса российские историки. "Таким образом, важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал как управленец вполне рационально - как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война", - рекомендуют учителям авторы пособия. При этом Филлипов и его соавторы настаивают на принципиально новом механизме подсчета жертв сталинского террора. По их мнению, в таковыми следует считать лишь тех, кто был осужден к смертной казни или расстрелу. "Это позволит уйти от спекуляции на этой теме, когда в число жертв репрессий приплюсовывались все, причем не по одному разу, включая тех, кто лишился работы по политическим мотивам, был исключен из комсомола и из партии и т.п.", - считают историки. О том, когда российские школьники приступят к изучению истории по версии Филлипова пока неизвестно, однако, учителям уже посоветовали внимательно ознакомиться с предложенной им концепцией и внести свои правки и дополнения - не отступая при этом от основной идеи автора. Напомним, что в опросе россиян, проходящем в рамках организованного телеканалом "Россия" проекта "Имя России Исторический выбор – 2008", Иосиф Сталин на протяжении долгого времени занимал первую строчку рейтинга. http://www.zavtra.com.ua/news/socium/84194

Закорецкий: Кто там говорил: "народу надо говорить только правду, ничего кроме правды, но не всю"?... (Бисмарк?) В принципе где-то правильно (в смысле вышепредставленной концепции). А если добавить еще информацию про теорию конца 20-х годов о мото-мех. войне и идее Коминтерна (рулимого тем же Сталиным) создать Всемирный СССР, то все эти терроры, голодоморы и т.д. вполне станут логичными в рамках "конкретной деловой игры" в плане подготовки длительной войны (см. новый моб. план Жукова начала 1941 г.). Правильно, не с простого ж бодуна гноили людей такими массами?! А именно в рамках конкретного логически связанного плана. Но наследники Сталина "чуток" продолжать этот людое... э-э-э...., извините, конкретно-рациональный план продолжать в таком варианте не стали. Но гибрид зайца с велосипедом... э-э-э..., извините, товарного производства с отсутствием частной собственности оказался нежизнеспособным. И вот в 1991 году эта тема закрылась. Понимаете, эта система в конечном итоге оказалось нерациональной. Поэтому в 1992 году перешли на новую (старую до 1917 года) полит-экономическую систему, которая лучше отвечала требованиям времени. Логично. И тему можно закрыть. ..... Аминь


Mad-Max: В общем-то этот реверанс исторической науки в сторону текущего политического момента,здорово напоминает позу из Камасутры,более известную у нас как поза 'раком'.Так и хочется заявить этим 'совейским' товарищам-уберите руки от истории,вы пачкаете её кровью и дерьмом!Пора уже не учебники писать,а просто издавать документы тех лет и статистику-вот столько-то тракторов,танков,кастрюль,истребителей,швейных машинок,пулемётов и т.д выпущено,а вот столько-то построено лагерей,убито столько-то людей,включая съеденных...А школьники сами бы делали выводы.А особо смышленые посчитали бы человеко-жизни на производство единицы оружия.Мда...

Литовец: Если главной целью государства является создание Империи, тогда Сталин был прав, но если цель- благосостояние граждан, тогда Сталин- сволочь

KasparsB: Учебники истории ... Всем , кто историей интересуются давно понятно - учебник истории для детей - это политика сегоднешнего дня . Поменяется правительство , поменяется его общий курс - поменяются и учебники истории . И ведь везде так . Трудно наити две соседних страны , где детям одни и теже факты преподносят одинаково ... Грустно ...

Закорецкий: KasparsB пишет: Учебники истории ... Всем , кто историей интересуются давно понятно - учебник истории для детей - это политика сегоднешнего дня . Извините, а вот например, как в учебнике по арифетике написали "2 х 2 = 4", то так оно на всю жизнь (взрослую) и остается. А в истории... Дело не только в учебниках для школы. Мне рассказывали, что один некто (не помню фамилии) кандидатскую диссертацию сочинял на возвеличивании 10 сталинских ударов, а докторскую - на их развенчивании (типа, не Сталин все это сочинил).

Iskander: Закорецкий пишет: как в учебнике по арифетике написали "2 х 2 = 4", то так оно на всю жизнь (взрослую) и остается. «- Сколько будет 2х2? - А сколько Вам нааадо?» - из какого-то анекдота про гибкую социальную точку зрения Закорецкий пишет: А в истории... Дело не только в учебниках для школы. Мне рассказывали, что один некто (не помню фамилии) кандидатскую диссертацию сочинял на возвеличивании 10 сталинских ударов, а докторскую - на их развенчивании (типа, не Сталин все это сочинил). Ну так ведь он мог в кандидатской хвалить именно сами удары, а не их якобы автора, до которого добрался уже в докторской.

Закорецкий: Iskander пишет: «- Сколько будет 2х2? - А сколько Вам нааадо?» - из какого-то анекдота про гибкую социальную точку зрения Если в книжке я читаю, что "2 х 2 = 8", я сразу делаю вывод о серьезности данного текста. И сразу отмечаю, что здесь написана или фантастика, или (говоря более обще) - вранье. И никакие "дискуссии" и "опровержения" не нужны. Кому это вранье нравится читать - дело личное, пусть читают себе в удовольствие. Например, читать фантастику Шекли, Лема или Стругацких мне нравилось (хотя там написана вроде бы неправда). Но яростных дискуссиий стенка на стенку по поводу вранья, например, Лема, чего-то не наблюдал.

Senior: Прогресс информационных технологий влечет за собой не только увеличение возможностей получения реальной информации,но также увеличение объема дезинформации. Новые информ. потоки (газеты,радио,кино,ТВ,интернет и т.д.) используются в целях пропаганды и агитации.Школьные учебники в том числе.

wiserod: Авторы учебника пишут, что нужно погружаться в исторические реалии того времени. А по-моему, они всю страну хотят погрузить в исторические реалии того времени и сделать их современностью.

Iskander: С другой стороны забавляет анти-ревизионистский метод проекции идейно-установочной атмосферы последующих исторических периодов СССР на его предыдущие исторические моменты: генеральную линию ВКП(б), прослеживающуюся в тексте гимна СССР до 1943 (включительно) года - «Интернационал Музыка: Пьер Дегейтер Слова: Эжен Потье, перев. А. Коц» Вставай, проклятьем заклейменный Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим, Кто был ничем, тот станет всем! Припев: Это есть наш последний И решительный бой! С Интернационалом Воспрянет род людской! Лишь мы, работники всемирной Великой армии труда, Владеть землёй имеем право, А паразиты - никогда! И если гром великий грянет Над сворой псов и палачей, Для нас всё также солнце станет Сиять огнём своих лучей! Припев: Это есть наш последний И решительный бой! С Интернационалом Воспрянет род людской! 1937 подменяют подкорректированными установками из гимна СССР уже после 1943 года - «Гимн СССР Музыка: А. Александров Слова: С. Михалков и Г. Эль-Регистан» Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное, Дружбы, народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы, к победе ведет! Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин - на верность народу На труд и на подвиги нас вдохновил. Славься, Отечество чаше свободное, Счастья народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! Мы армию нашу растили в сраженьях, Захватчиков подлых с дороги сметем! Мы в битвах решаем судьбу поколений, Мы к славе Отчизну свою поведем! Славься, Отечество наше свободное, Славы народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! 1944 что в последствие плавненько подменяется мироощущением из гимна СССР от 1977 года, навеянным реалиями того периода нефте-газового благоденствия - «Гимн СССР Музыка: А.Александров Слова: С. Михалков и Эль-Регистан» Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот! Партия Ленина - сила народная Нас к торжеству коммунизма ведёт! Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил, На правое дело он поднял народы, На труд и на подвиги нас вдохновил. Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот! Партия Ленина - сила народная Нас к торжеству коммунизма ведёт! В победе бессмертных идей коммунизма Мы видим грядущее нашей страны И Красному знамени славной Отчизны Мы будем всегда беззаветно верны! Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот! Партия Ленина - сила народная Нас к торжеству коммунизма ведёт! 1977 Так что современные школьники, почитав сочинения всяких Rus-Loh-ов, увидят там картину, мало отличающуюся от той, которую мы наблюдали в художественных фильмах брежневского (нефте-газового) периода об истории СССР (разве что не будет эпопеи о «Малой земле»)

Iskander: «ФСБ России призывает использовать архивы для съемок фильмов» 23.04.2008 07:45 "РИА "Новости"" По мнению Ржешевского, российский парламент должен отказаться от принятой в свое время версии, осуждающей протокол между СССР и Германией "Молотова - Риббентропа". Секретный документ, по которому страны Балтии были оккупированы СССР, был осужден на втором съезде народных депутатов. "Когда осуждали этот протокол, думал ли кто-то о том, что договор был заключен в интересах безопасности? Ведь никто не задавался вопросом, в каких условиях он заключался. В тот период СССР был зажат в угол, и другого выхода не было", - отметил историк. Если парламент России откажется от осуждающей версии этого протокола, "это позволит вести более эффективную борьбу с фальсификаторами истории", подчеркнул Ржешевский.

Iskander: «Гимн Коминтерна (Заводы вставайте) Музыка: Ганс Эйслер Слова: Илья Френкель» Заводы, вставайте! Шеренги смыкайте! На битву шагайте, шагайте, шагайте! Проверьте прицел, заряжайте ружье? На бой пролетарий за дело свое! На бой пролетарий за дело свое! Огонь ленинизма наш путь освещает, На штурм капитала весь мир поднимает! Два класса столкнулись в последнем бою; Наш лозунг - Всемирный Советский Союз! Наш лозунг - Всемирный Советский Союз! Товарищи в тюрьмах, в застенках холодных Вы с нами, вы с нами, хоть нет вас в колоннах, Не страшен нам белый фашистский террор, Все страны охватит восстанья костёр! Все страны охватит восстанья костёр! На зов Коминтерна стальными рядами Под знамя Советов, под красное знамя. Мы красного фронта отряд боевой И мы не отступим с пути своего! И мы не отступим с пути своего!



полная версия страницы